Презентация филиала Национальной тиражной службы России (НТС) в Приволжье, центральный офис которого разместился в Казани на улице Академической, 2, состоялась сегодня в Агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа». Это третье (после Уральского и Сибирского) представительство НТС в регионах страны. Участие в мероприятии, которое, прибывший по этому случаю в Казань генеральный секретарь Союза журналистов России, возглавляющий также Национальную тиражную службу страны, Игорь Яковенко назвал «скромным событием, способным в ближайшем будущем изменить жизнь журналистского сообщества», приняли руководители «Татмедиа» и редакторы ведущих СМИ Татарстана.
Решение разместить Приволжский филиал НТС в Татарстане И. Яковенко на пресс-конференции в «Татмедиа» мотивировал уникальной ситуацией, сложившийся сегодня на медийном пространстве республики, где, с одной стороны, есть развитый медиа-рынок, а с другой, – сильная государственная власть, имеющая ощутимое влияние на средства массовой информации. Не случайно соучредителем автономного некоммерческого объединения «НТС-Приволжье» выступает Фонд развития массовой коммуникации РТ (учредителем которого, в свою очередь, является Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа»). Честь возглавлять филиал предоставлена руководителю Казанского пресс-клуба Артему Тюрину.
В функции созданной шесть лет назад Национальной тиражной службы России входит контроль над тиражами и распространением периодических изданий. Для газет и журналов вступление в НТС, которая сертифицирует и проводит аудит их тиражей, абсолютно добровольное. Тем не менее, солидное число изданий («пионерами» среди которых были «Комсомольская Правда», «Известия», «Советский спорт») уже явили эту добрую волю, ради защиты собственных экономических интересов. В среде российских СМИ практика завышения тиражей давно стала правилом, способным ввести в заблуждение, как конкурентов, так и потенциальных рекламодателей. Атмосфера недоверия, а порой и откровенной коррупции, окутывающая рынок российской прессы, стала причиной перемещения рекламодателя на более прозрачный рынок электронных СМИ. Ежегодно рекламные бюджеты газет и журналов страны не досчитываются порядка 500 миллионов долларов, что, в свою очередь, ведет к усилению экономической зависимости СМИ, в том числе и от органов государственной власти, выделяющих им скромные бюджетные «субсидии». В погоне за доходами СМИ занимаются откровенным пиаром, что ведет, по мнению генерального секретаря Союза журналистов России И. Яковенко, к вытеснению из них журналистики как таковой. Восстановление «прозрачности» в вопросе о тиражах и структуре доходов изданий, на что собственно и направлена работа Национальной тиражной службы России, позволит не только восстановить атмосферу доверия между коллегами по журналистскому цеху, но и привлечь на рекламный рынок страны значительные средства, подчеркнул И. Яковенко. Постулат этот подтвержден практикой многих стран, «переболевших» в свое время периодом «мутной прессы». Сегодня объем рекламного рынка России составляет порядка двух миллиардов долларов в год, из которых на долю прессы приходится лишь 20 процентов. Для сравнения, Польша, благодаря прозрачности медиа-рынка, привлекает в эту сферу в три раза больше средств.
В ближайшее время, как объявил на пресс-конференции руководитель филиала «НТС-Приволжье» А. Тюрин, процедуру сертификации тиражей пройдут пять государственных и коммерческих татарстанских изданий. В перспективе филиал намерен работать не только со СМИ нашей республики, но и соседних регионов. Главным критерием качества работы станет отказ рекламодателей размещать рекламные материалы на страницах газет и журналов, чьи тиражи не подтверждены сертификатом Национальной тиражной службы России, и наоборот – пополнение казны СМИ, работающих «с открытым забралом».
|