В Рязанской области с постоянной периодичностью выходят около 70 газет и журналов. В регионе работают более 500 журналистов. Около 190 из них являются членами местного отделения Союза журналистов России (СЖР).
По словам Галины Зайцевой, главного редактора газеты «Рязанские ведомости», председателя Рязанской областной организации СЖР, период, когда состав отделения определялся старыми «печатными» кадрами, остался в прошлом — сегодня приходят молодые журналисты, активизируются электронные СМИ. Развивается и сам медиарынок, «печатная» часть которого, по мнению Галины Зайцевой, характеризуется стабильностью и отсутствием «ярко выраженной нездоровой конкуренции».
— Галина Александровна, какова, на Ваш взгляд, специфика рязанского рынка печатных СМИ?
— Региональных особенностей, наверное, нет, здесь те же проблемы, что и в других российских территориях. Единственная особенность — появляющиеся СМИ не являются конкурентами других, то есть у каждого издания своя ниша, нет, например, двух конкурирующих между собой экономических изданий или изданий для дома и семьи. Отсутствие ярко выраженной нездоровой конкуренции дает возможность каждому достаточно нормально развиваться.
— Почему нет конкуренции?
— Просто новые СМИ не работают на поле, которое кем-то занято. Возможно, это говорит о самодостаточности тех, кто уже развил ту или иную нишу.
— А о наличии свободных ниш?
— Безусловно. Если издания появляются и развиваются, значит, место еще есть.
— Местный печатный рынок можно назвать сформированным?
— Его формирование началось в 90-х. Многие издания, которые появились тогда, за редким исключением, сохранились. Прекратила существование городская газета «Эфир», не выжила «Приокская газета», вышедшая в 91-м из шинели прежней «Приокской правды».…
— Сколько в области работает журналов?
— Около десятка. В последнее время они открываются почти каждый месяц.
— И так же быстро закрываются?
— Нет. Но, как правило, это альманахи с периодичностью выхода один-два раза в год. С нормальной журнальной периодичностью выходят «Рязанский Бизнес-журнал», «Имидж и здоровье», «Рязанский потребитель».
— Какие местные газеты Вы бы назвали в числе наиболее популярных и тиражных?
— Среди городских рекламно-информационных изданий самый большой тираж у газеты «Панорама города» (около 90 тысяч). Востребована читателями единственная в области «ежедневка» — газета «Рязанские ведомости» (выходит четыре раза в неделю тиражом от 6 до 10 тысяч экземпляров). Из новых можно отметить газету о недвижимости «Домострой», «Совет директоров».
— Какая тематика наиболее актуальна для специализированных СМИ?
— Чаще всего появляются газеты, ориентированные на рынки недвижимости, строительства, автомобилей. Давно и успешно развиваются «Ярмарка», «Экстра-шанс», «Экстра-офис». Нашли свою нишу журналы «Строительный вопрос», «Я выбираю», «Рязань-мебель», «Автостоп».
— В Рязани работают издательские дома, объединяющие печатные СМИ?
— Из солидных и проверенных временем — издательство Правительства области «Пресса», издающее районные газеты. Это, пожалуй, все. Перспектив создания какой-то крупной медиаструктуры в ближайшей перспективе я не вижу — почва для объединения отсутствует. Всевозможные альянсы, как правило, провоцируются нестабильностью на рынке или общими интересами. В Рязани сегодня для создания таких альянсов нет ни того, ни другого. СМИ достаточно стабильны, и, думаю, в дальнейшем каждое из них продолжит развиваться в своих рамках.
Светлана Салтанова, Expedition Media |