НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


29.12.2006    Печатные СМИ Владивостока

Владивосток – город с достаточно структурированным газетным рынком и динамичным, но еще не сформированным, журнальным.

Газеты

Основные участники газетного рынка Владивостока – это издания с более чем 10-летней историей. Ведущие СМИ работают в составе различных издательских компаний, существующих с начала-середины 90-х годов.

В городе несколько ежедневных газет. Наибольшую аудиторию - 31,1 тыс. чел. (TNS Gallup Media, «NRS-Города», второе полугодие 2006 г.) имеет газета «Владивосток» (тираж - от 25 до 40 тыс. экз.). Она же – старейшая в сегменте (существует 17 лет). Учредитель издания - ЗАО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-новости», которая также выпускает англоязычную интернет-газету Vladivostok News, еженедельник «7 дней в Приморье» (более 17 тыс. экз.) и несколько «нишевых» СМИ тиражами от 3 до 10 тыс. экз. – журнал «Экология. Туризм. Отдых», газеты «Сады и огороды Приморья», «Владивосток-Спорт», «Кросс-машина».

По количеству СМИ и их суммарному тиражу (около 5 млн. экз. в год) крупнейшим издателем Дальнего Востока является компания «Золотой рог», выпускающая деловую газету «Золотой рог» (15 тыс. экз.), журнал «Дальневосточный капитал» (5,5 тыс. экз.), газеты «Аргументы и факты – Приморье» (50 тыс. экз.), «Правый руль» (5 тыс. экз.), «Дальневосточный лечебник» (7 тыс. экз.), «За рулем – Дальний Восток», альманах «100 крупнейших предприятий Дальнего Востока» (выходит дважды в год, 1-2 тыс. экз.).

Издатель ведущего рекламного СМИ города – еженедельника бесплатного распространения «Дальпресс» – одноименный издательско-полиграфический комплекс, созданный в 1987 г. на базе типографии бывшей краевой газеты «Красное знамя». Сегодня ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс» - крупнейшее полиграфическое предприятие Дальнего Востока, печатающее до 90% приморских газет.

Из создающихся издательских структур можно отметить ИД «Бизнес Кейс», первым печатным СМИ которого в 2006 г. стал еженедельник «Миллионка + ТВ». 16-24-полосная газета выходит сертифицированным тиражом 120 тыс. экз. в новом для Приморья формате бесплатного телегида. По словам Максима Балковского, генерального директора ООО «Издательский дом «Бизнес Кейс», этот сегмент перспективен, местный рекламодатель нуждается в многотиражной газете, ориентированной на широкие слои горожан.

С учетом «Миллионки» во Владивостоке работают три телегида: региональное издание общероссийского телегида «Антенна-Телесемь» ЗАО «ИнтерМедиаГруп» (самое тиражное из продаваемых СМИ Владивостока) и местный еженедельник «Телевизор ДВ». «Бесплатников» несколько больше. «В городе 250 тысяч почтовых ящиков. Газет бесплатного распространения - пять, - характеризует сегмент Игорь Чижик, директор рекламной службы «Миллионки». – Самый большой тираж имеет «Дальпресс» - 180 тысяч. Остальные не смогли с ним активно конкурировать, поэтому их тиражи, даже заявленные, гораздо меньше - около 50 тысяч».

Приморский край – приграничная территория. В 1991 году его столица стала «открытой». В медийном плане это привело к развитию сотрудничества местных изданий с зарубежными, к появлению в городе СМИ на иностранных языках. Показательный пример – практика компании «Владивосток-новости». В 1993 г. в составе компании появилась англоязычная газета Vladivostok News. Проект был запущен именно в связи с «открытием» города. Перспективы связывались с ожидаемым притоком во Владивосток иностранного капитала. Однако ставка на англоговорящих бизнесменов не оправдалась. Бумажная Vladivostok News в 1997-м ушла в виртуальное пространство. В реальном осталось сотрудничество (информационное и на уровне обмена делегациями) с японскими газетами «Хоккайдо симбун» «Ниигата Ниппо», южнокорейской «Кангвон Ильбо». Сергей Булах, генеральный директор компании «Владивосток-новости» считает партнерство с зарубежными издателями перспективным. «Региональные СМИ, которые не собираются зависеть от московских финансово-промышленных групп, скорее всего, будут искать именно зарубежных партнеров», - говорит он.

Владивосток – развитый бизнес-центр. Сегмент деловой прессы представлен газетой «Коммерсантъ Дальний Восток» (издается в Хабаровске, распространяется на территории округа) и еженедельниками местного «происхождения» «Конкурент» и «Золотой рог». Еженедельники выходят с 1991 и 1992 годов, имеют достаточно высокие для деловых газет тиражи (10 тыс. экз. и 15 тыс. экз.), распространяются во Владивостоке и Приморском крае. Проблемы несформированности бизнес-сообщества и, соответственно, недостатка аудитории данного вида СМИ во Владивостоке нет. В этом смысле городу не соперник даже столица Дальневосточного округа Хабаровск. «Хабаровск – чиновничий центр, там деловая сфера не в таком привилегированном положении, как у нас. Владивосток – город портовый, с жесткой бизнес-конкуренцией и серьезными потребителями деловой информации, - рассказывает Андрей Пушкарев, заместитель генерального директора издательской компании «Золотой рог». В такой ситуации сегмент можно считать недостаточно заполненным. Проблема, по словам Андрея Пушкарева, в нехватке деловых журналистов, в оттоке кадров в центральные города России, прежде всего Москву и Санкт-Петербург.

С другой стороны, во Владивостоке работает один из старейших в стране факультетов журналистики, что в целом по рынку делает кадровую проблему менее острой, чем в других городах. А также, вкупе с другими факторами, способствует высокой плотности рынка, которая уже позволяет прогнозировать движение к объединению СМИ. «Должно происходить поглощение изданий друг другом или какие-то иные интеграционные процессы», - отметил Сергей Булах.

Журналы

Наряду с характерным для города глянцевым бумом, участники журнального рынка отмечают «рыхлость» сегмента. Издания появляются часто, но лишь единицы из них выходят стабильно и регулярно.

Удаленность Владивостока становится препятствием к приходу сюда сетевых проектов. В настоящее время в краевой столице работают журналы челябинской издательской группы Paramon (справочник-гид по развлечениям «Выбирай. Соблазны большого города», каталог «Интерьер. Выбирай лучшее») и новосибирского издательского дома «Русская Азия» (стилеобразующий журнал-эксперт по товарам и услугам класса премиум «Дорогое удовольствие»).

«Сетевики» добрались до Приморья недавно. «Выбирай» - в октябре 2006-го, «Интерьер» - в декабре 2006-го, «Дорогое удовольствие» - в апреле 2005-го.

По мнению Татьяны Варнаковой, генерального директора журнала «Дорогое удовольствие. Владивосток», с 2005 года местный глянцевый рынок изменился значительно. «Существует мнение, что его всколыхнул приход «Дорогого удовольствия». С 2005 года мы наблюдаем регулярное появление новых изданий – приблизительно такого же формата или несколько отличающихся от нас», - говорит она.

«Все проекты, появившиеся за это время – инвестируемые. Однако не все издатели понимают, что журнал - это бизнес, требующий не только инвестиций, но и определенного уровня развития для возвращения вложенных денег. Некоторые издания являются игрушками для людей, которые достигли определенного уровня, имеют свободные деньги и используют их для удовлетворения собственных амбиций. Это отражается на качестве журналов – они сумбурны, не выдержаны концептуально», - комментирует местные проблемы Татьяна Варнакова.

Похожая оценка – у Андрея Пушкарева: «читательскую аудиторию можно четко структурировать и ориентироваться на ее запросы. Но многие считают, что достаточно просто придумать проект, разработать дизайн и дело пойдет. В результате, проекты закрываются, новички, как правило, живут не более года».

 «Попытки делать деловые журналы заканчивались неудачно. Максимум что людям удавалось – красиво разместить заказные материалы. На моей памяти закрылось около 10 таких изданий», - уточнил Андрей Пушкарев. В итоге, сегодня во Владивостоке работают два деловых журнала: с 2000 г. – «Дальневосточный капитал», с 1998-го - «Восточный базар».

Большинство местных журналов – бесплатные. «Я не знаю серьезных попыток заниматься розницей. Журналы распространяются по специальной подписке, либо с учетом промо-акций, которые проводят сами издания, либо в качестве сервиса торговых домов и других фирм, когда стоимость издания включается в стоимость услуги, оказываемой компанией», - сказал Сергей Булах. Возглавляемая им компания «Владивосток-новости» реализует свою журнальную продукцию («Экология. Отдых. Туризм», «Сады и огороды Приморья») на условиях нерозничной продажи, цена изданий - от 25 до 50 рублей. Сергей Булах считает, что ниша таких «эконом-проектов» пока не освоена, сегмент же дорогостоящего глянца достаточно узок. «В крае примерно 23 тысячи человек, относящих себя к богатым или очень богатым, поэтому аудиторию для печатных СМИ набрать достаточно сложно», - поясняет он.

С разной периодичностью и регулярностью во Владивостоке выходят более 10 журналов. В частности, Ignat, ОбломOff, «AG-Автогид», «Город развлечений», «Особняк», рекламные каталоги «Товары. Услуги. Цены», «Оптовик Владивостока». Эксперты отмечают тенденцию к появлению новых справочников, специализированных СМИ. «В фокусе интересов читателей и рекламодателей такие направления как строительство, дизайн, интерьер. Актуальна автомобильная тематика. Этот год ознаменован тем, что в городе открывается представительство компании «Мерседес», уже есть представительство «Тойоты», заходит «Форд». Между тем, пока во Владивостоке работает только один автомобильный журнал «Автогид», - говорит Татьяна Варнакова.

Абсолютных цифр по общему объему журнальной рекламы в столице Приморья нет. «По разным оценкам, ежегодный объем рекламы во всех печатных СМИ колеблется от 2 до 17 миллионов долларов, но это крайние цифры. Думаю, реальный показатель - около 8-9 миллионов в год», - считает Сергей Булах. Причина разночтений – в непрозрачности рынка, неготовности издателей декларировать свои доходы.

 Журнальный Владивосток развивается медленнее в сравнении с городами центральной части России, Сибири, Урала, но процесс идет. В последние годы, по экспертным оценкам, ежегодный прирост составляет 15-20%.

Светлана Салтанова,

Expedition Media

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.