Владивосток – город с достаточно структурированным газетным рынком и динамичным, но еще не сформированным, журнальным.
Газеты
Основные участники газетного рынка Владивостока – это издания с более чем 10-летней историей. Ведущие СМИ работают в составе различных издательских компаний, существующих с начала-середины 90-х годов.
В городе несколько ежедневных газет. Наибольшую аудиторию - 31,1 тыс. чел. (TNS Gallup Media, «NRS-Города», второе полугодие 2006 г.) имеет газета «Владивосток» (тираж - от 25 до 40 тыс. экз.). Она же – старейшая в сегменте (существует 17 лет). Учредитель издания - ЗАО «Дальневосточная акционерная информационно-издательская компания «Владивосток-новости», которая также выпускает англоязычную интернет-газету Vladivostok News, еженедельник «7 дней в Приморье» (более 17 тыс. экз.) и несколько «нишевых» СМИ тиражами от 3 до 10 тыс. экз. – журнал «Экология. Туризм. Отдых», газеты «Сады и огороды Приморья», «Владивосток-Спорт», «Кросс-машина».
По количеству СМИ и их суммарному тиражу (около 5 млн. экз. в год) крупнейшим издателем Дальнего Востока является компания «Золотой рог», выпускающая деловую газету «Золотой рог» (15 тыс. экз.), журнал «Дальневосточный капитал» (5,5 тыс. экз.), газеты «Аргументы и факты – Приморье» (50 тыс. экз.), «Правый руль» (5 тыс. экз.), «Дальневосточный лечебник» (7 тыс. экз.), «За рулем – Дальний Восток», альманах «100 крупнейших предприятий Дальнего Востока» (выходит дважды в год, 1-2 тыс. экз.).
Издатель ведущего рекламного СМИ города – еженедельника бесплатного распространения «Дальпресс» – одноименный издательско-полиграфический комплекс, созданный в 1987 г. на базе типографии бывшей краевой газеты «Красное знамя». Сегодня ОАО «Издательско-полиграфический комплекс «Дальпресс» - крупнейшее полиграфическое предприятие Дальнего Востока, печатающее до 90% приморских газет.
Из создающихся издательских структур можно отметить ИД «Бизнес Кейс», первым печатным СМИ которого в 2006 г. стал еженедельник «Миллионка + ТВ». 16-24-полосная газета выходит сертифицированным тиражом 120 тыс. экз. в новом для Приморья формате бесплатного телегида. По словам Максима Балковского, генерального директора ООО «Издательский дом «Бизнес Кейс», этот сегмент перспективен, местный рекламодатель нуждается в многотиражной газете, ориентированной на широкие слои горожан.
С учетом «Миллионки» во Владивостоке работают три телегида: региональное издание общероссийского телегида «Антенна-Телесемь» ЗАО «ИнтерМедиаГруп» (самое тиражное из продаваемых СМИ Владивостока) и местный еженедельник «Телевизор ДВ». «Бесплатников» несколько больше. «В городе 250 тысяч почтовых ящиков. Газет бесплатного распространения - пять, - характеризует сегмент Игорь Чижик, директор рекламной службы «Миллионки». – Самый большой тираж имеет «Дальпресс» - 180 тысяч. Остальные не смогли с ним активно конкурировать, поэтому их тиражи, даже заявленные, гораздо меньше - около 50 тысяч».
Приморский край – приграничная территория. В 1991 году его столица стала «открытой». В медийном плане это привело к развитию сотрудничества местных изданий с зарубежными, к появлению в городе СМИ на иностранных языках. Показательный пример – практика компании «Владивосток-новости». В 1993 г. в составе компании появилась англоязычная газета Vladivostok News. Проект был запущен именно в связи с «открытием» города. Перспективы связывались с ожидаемым притоком во Владивосток иностранного капитала. Однако ставка на англоговорящих бизнесменов не оправдалась. Бумажная Vladivostok News в 1997-м ушла в виртуальное пространство. В реальном осталось сотрудничество (информационное и на уровне обмена делегациями) с японскими газетами «Хоккайдо симбун» «Ниигата Ниппо», южнокорейской «Кангвон Ильбо». Сергей Булах, генеральный директор компании «Владивосток-новости» считает партнерство с зарубежными издателями перспективным. «Региональные СМИ, которые не собираются зависеть от московских финансово-промышленных групп, скорее всего, будут искать именно зарубежных партнеров», - говорит он.
Владивосток – развитый бизнес-центр. Сегмент деловой прессы представлен газетой «Коммерсантъ Дальний Восток» (издается в Хабаровске, распространяется на территории округа) и еженедельниками местного «происхождения» «Конкурент» и «Золотой рог». Еженедельники выходят с 1991 и 1992 годов, имеют достаточно высокие для деловых газет тиражи (10 тыс. экз. и 15 тыс. экз.), распространяются во Владивостоке и Приморском крае. Проблемы несформированности бизнес-сообщества и, соответственно, недостатка аудитории данного вида СМИ во Владивостоке нет. В этом смысле городу не соперник даже столица Дальневосточного округа Хабаровск. «Хабаровск – чиновничий центр, там деловая сфера не в таком привилегированном положении, как у нас. Владивосток – город портовый, с жесткой бизнес-конкуренцией и серьезными потребителями деловой информации, - рассказывает Андрей Пушкарев, заместитель генерального директора издательской компании «Золотой рог». В такой ситуации сегмент можно считать недостаточно заполненным. Проблема, по словам Андрея Пушкарева, в нехватке деловых журналистов, в оттоке кадров в центральные города России, прежде всего Москву и Санкт-Петербург.
С другой стороны, во Владивостоке работает один из старейших в стране факультетов журналистики, что в целом по рынку делает кадровую проблему менее острой, чем в других городах. А также, вкупе с другими факторами, способствует высокой плотности рынка, которая уже позволяет прогнозировать движение к объединению СМИ. «Должно происходить поглощение изданий друг другом или какие-то иные интеграционные процессы», - отметил Сергей Булах.
Журналы
Наряду с характерным для города глянцевым бумом, участники журнального рынка отмечают «рыхлость» сегмента. Издания появляются часто, но лишь единицы из них выходят стабильно и регулярно.
Удаленность Владивостока становится препятствием к приходу сюда сетевых проектов. В настоящее время в краевой столице работают журналы челябинской издательской группы Paramon (справочник-гид по развлечениям «Выбирай. Соблазны большого города», каталог «Интерьер. Выбирай лучшее») и новосибирского издательского дома «Русская Азия» (стилеобразующий журнал-эксперт по товарам и услугам класса премиум «Дорогое удовольствие»).
«Сетевики» добрались до Приморья недавно. «Выбирай» - в октябре 2006-го, «Интерьер» - в декабре 2006-го, «Дорогое удовольствие» - в апреле 2005-го.
По мнению Татьяны Варнаковой, генерального директора журнала «Дорогое удовольствие. Владивосток», с 2005 года местный глянцевый рынок изменился значительно. «Существует мнение, что его всколыхнул приход «Дорогого удовольствия». С 2005 года мы наблюдаем регулярное появление новых изданий – приблизительно такого же формата или несколько отличающихся от нас», - говорит она.
«Все проекты, появившиеся за это время – инвестируемые. Однако не все издатели понимают, что журнал - это бизнес, требующий не только инвестиций, но и определенного уровня развития для возвращения вложенных денег. Некоторые издания являются игрушками для людей, которые достигли определенного уровня, имеют свободные деньги и используют их для удовлетворения собственных амбиций. Это отражается на качестве журналов – они сумбурны, не выдержаны концептуально», - комментирует местные проблемы Татьяна Варнакова.
Похожая оценка – у Андрея Пушкарева: «читательскую аудиторию можно четко структурировать и ориентироваться на ее запросы. Но многие считают, что достаточно просто придумать проект, разработать дизайн и дело пойдет. В результате, проекты закрываются, новички, как правило, живут не более года».
«Попытки делать деловые журналы заканчивались неудачно. Максимум что людям удавалось – красиво разместить заказные материалы. На моей памяти закрылось около 10 таких изданий», - уточнил Андрей Пушкарев. В итоге, сегодня во Владивостоке работают два деловых журнала: с 2000 г. – «Дальневосточный капитал», с 1998-го - «Восточный базар».
Большинство местных журналов – бесплатные. «Я не знаю серьезных попыток заниматься розницей. Журналы распространяются по специальной подписке, либо с учетом промо-акций, которые проводят сами издания, либо в качестве сервиса торговых домов и других фирм, когда стоимость издания включается в стоимость услуги, оказываемой компанией», - сказал Сергей Булах. Возглавляемая им компания «Владивосток-новости» реализует свою журнальную продукцию («Экология. Отдых. Туризм», «Сады и огороды Приморья») на условиях нерозничной продажи, цена изданий - от 25 до 50 рублей. Сергей Булах считает, что ниша таких «эконом-проектов» пока не освоена, сегмент же дорогостоящего глянца достаточно узок. «В крае примерно 23 тысячи человек, относящих себя к богатым или очень богатым, поэтому аудиторию для печатных СМИ набрать достаточно сложно», - поясняет он.
С разной периодичностью и регулярностью во Владивостоке выходят более 10 журналов. В частности, Ignat, ОбломOff, «AG-Автогид», «Город развлечений», «Особняк», рекламные каталоги «Товары. Услуги. Цены», «Оптовик Владивостока». Эксперты отмечают тенденцию к появлению новых справочников, специализированных СМИ. «В фокусе интересов читателей и рекламодателей такие направления как строительство, дизайн, интерьер. Актуальна автомобильная тематика. Этот год ознаменован тем, что в городе открывается представительство компании «Мерседес», уже есть представительство «Тойоты», заходит «Форд». Между тем, пока во Владивостоке работает только один автомобильный журнал «Автогид», - говорит Татьяна Варнакова.
Абсолютных цифр по общему объему журнальной рекламы в столице Приморья нет. «По разным оценкам, ежегодный объем рекламы во всех печатных СМИ колеблется от 2 до 17 миллионов долларов, но это крайние цифры. Думаю, реальный показатель - около 8-9 миллионов в год», - считает Сергей Булах. Причина разночтений – в непрозрачности рынка, неготовности издателей декларировать свои доходы.
Журнальный Владивосток развивается медленнее в сравнении с городами центральной части России, Сибири, Урала, но процесс идет. В последние годы, по экспертным оценкам, ежегодный прирост составляет 15-20%.
Светлана Салтанова,
Expedition Media |