НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


10.12.2009    Региональные интернет-порталы: специфика и потенциал

Агентство Expedition Media изучило интернет-порталы российских городов

В августе-сентябре 2009 г. было проанализировано более 340 интернет-ресурсов, работающих в 19 региональных центрах с населением около 500 тыс. человек и выше (включая 12 городов-«миллионников»).

В каждом городе рассмотрено в среднем 20 наиболее посещаемых сайтов: интернет-СМИ (за исключением электронных версий печатных изданий) и порталов различных сервисов и информации, не имеющих свидетельства о регистрации СМИ.

Анализ позволил выявить специфику и общие черты интернет-ресурсов российских городов, рассмотреть тематику, содержание, параметры аудитории, посещаемость популярных местных сайтов.

Возраст и динамика открытия интернет-порталов в регионах

Первые сайты, которые сегодня популярны в своих регионах, начали работу в середине 90-х годов. Всплеск появления ресурсов пришелся на 2005-2007 гг. (см. диаграмму), в этот период было открыто 45% рассмотренных сайтов.

 

География проектов

Большинство посетителей (70-90%) интернет-порталов в регионах – местные жители. В этом смысле, несмотря на географический «беспредел» Интернета, региональные ресурсы являются именно региональными, местными источниками информации.

Помимо порталов, работающих для одного региона, существуют межрегиональные проекты («сети»). Схема их организации схожа с издательскими «сетями» на рынке прессы: головное СМИ + региональные выпуски. В случае с Интернетом: головной портал + его варианты в других городах.

Сегодня подобных проектов немного. Самый крупный из них объединяет 40 городских сайтов, представлены также ресурсы деловой информации, городские бизнес-справочники, сайты о работе.

Ведущие межрегиональные интернет-«сети», так же как в свое время «сети» региональной прессы, развиваются с Урала и из Сибири (Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск).

Тематика порталов

Сайты представлены в широком, в том числе тематическом, диапазоне. Однако большинство (290 из 342-х) работает в нескольких «нишах» (см. диаграмму).

В целом на эту группу приходится 85% сайтов. Доли отдельных сегментов ТОП-10:

  • городские порталы (17% от общего числа сайтов)
  • информационно-аналитические порталы (15%)
  • авто (10%)
  • недвижимость, строительство (8%)
  • досуг, развлечения (более 6%)
  • бизнес (более 6%)
  • справочные ресурсы (более 6%)
  • порталы для родителей (5,5%)
  • финансы (5%)
  • медицина, здоровье (3,5%)

43 сайта из 342-х (около 13%) специализируются на темах:

  • трудоустройство
  • спорт, фитнес, здоровый образ жизни
  • туризм, гостиничный бизнес
  • городские форумы
  • организация свадеб
  • IT, мобильная связь
  • СМИ для женщин

Реже среди популярных сайтов в регионах встречаются ресурсы для мужчин, а также посвященные садоводству, сельскому хозяйству, праву, образованию, кино, музыке, фото, архитектуре и дизайну.

Посещаемость

Показатели посещаемости проанализированы на основе данных счетчиков Ramblers Top 100, LiveInternet, UralWeb, собственной информации порталов за август-сентябрь 2009 года.

Сайты городов-«миллионников», занимающие верхнюю строчку в рейтинге посещаемости, в месяц принимают от 140 тыс. до более 1,5 млн. посетителей. Ежемесячная посещаемость порталов, лидирующих в городах с населением около и выше 500 тыс. чел. - от 100 тыс. до 900 тыс. (Саратов, Тюмень, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Воронеж, Ярославль).

Как правило, в крупных городах работают по нескольку порталов, ежемесячное число уникальных посетителей которых превышает 100 тысяч. Больше всего таких ресурсов (от 5 до 15 в зависимости от города) – в Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Тюмени, Нижнем Новгороде, Самаре, Перми. А также в Санкт-Петербурге, где статистика сама по себе на порядок выше.

Сайты-лидеры

В основном лидируют по количеству посетителей и аккумулируют наибольшую информацию о регионе сайты нескольких групп:

1. Городские порталы

Содержат сведения о различных сферах жизни города (новости, аналитика, путеводители, справочники, афиша и т.д.), специализированные рубрики (работа, авто, недвижимость, здоровье, и проч.), форумы, интернет-сервисы.

В сайты «встроены» не только тематические разделы, но и отдельные проекты - родственные ресурсы, нередко лидирующие среди специализированных онлайн-площадок региона.

В августе-сентябре 2009 г. городские порталы лидировали по посещаемости в 12-ти из 19 городов исследования.

2. Справочно-информационные сайты

Позиционируются как городские (бизнес) справочники или региональные информационно-справочные серверы. Включают подробные данные о регионе, местных компаниях, товарах и услугах, телефонно-адресные базы предприятий и организаций, коммерческие предложения, а также новости, обзоры, консультации экспертов и т.д.

Посещаемость самых популярных справочных ресурсов - от 150 тыс. до более 300 тыс. в месяц.

3. Информационно-аналитические порталы и интернет-СМИ общественно-политической тематики

 Интернет-газеты, информагентства, информационные экспертные каналы и т.п..

Основные поставщики местных новостей и аналитики. Большинство из них - официально зарегистрированные СМИ, что на региональном интернет-пространстве встречается не так часто: основная масса участников этого рынка - порталы сервисов и информации, не имеющие свидетельства государственной регистрации СМИ.

Ежемесячная посещаемость 65% сайтов данной группы - до 90 тыс. (в основном не более 40-50 тыс.). В 35% случаев - от 100 тыс. до 500 тыс. (иногда свыше 1 млн. – сайты Санкт-Петербурга).

4. Досугово-развлекательные порталы

Сайты, аккумулирующие информацию о проведении досуга и различных видах развлечений в городе. Содержат расписания культурно-досуговых мероприятий, статьи, новости формата lifestyle, справочники заведений города, рецензии, фоторепортажи, форумы знакомств, телепрограмму и т.д.

Посещаемость популярных развлекательных порталов в городах исследования – от 24 тыс. до более 400 тыс. в месяц.

5. Специализированные (тематические) сайты

Активный старт проектов специального интереса в регионах пришелся на середину первого десятилетия 2000-х годов. К настоящему времени площадки работают во всех рекламоемких сегментах (см. раздел «Тематика порталов»).

Среди наиболее востребованных аудиторией сайты тематик:

  • авто
  • трудоустройство
  • бизнес, финансы
  • здоровье, медицина
  • спорт, фитнес, здоровый образ жизни
  • семья (порталы для родителей)
  • недвижимость, строительство, ремонт
  • организация свадеб

Посещаемость специализированных сайтов – в среднем 30-40 тыс. в месяц. В редких случаях по количеству посетителей они конкурируют с рейтинговыми порталами универсального интереса. Чаще всего это автомобильные порталы, сайты для родителей, сайты местных спортивных клубов.

Владельцы интернет-площадок в регионах

Популярными региональными порталами чаще всего управляют интернет-компании, частные лица, медиагруппы, веб-студии, издательские дома, интернет-издательства, информационные агентства, телекоммуникационные компании, профессиональные ассоциации (либо организации, работающие в определенных сегментах рынка).

В каждом крупном городе присутствуют в среднем две компании, владеющие группой сайтов, в числе которых наиболее посещаемые ресурсы. В таких группах – около 39% рассмотренных порталов (132 сайта из 342-х). Всего в 19 городах исследования компаний, владеющих группой сайтов, – более 30-ти. Как правило, одна компания управляет городским порталом и несколькими тематическими сайтами. Число интернет-проектов с одним владельцем может доходить до двух десятков, но в большинстве случаев - от двух до пяти сайтов.

Общие черты региональных интернет-порталов

Региональные интернет-площадки аккумулируют географически разную информацию, но в основе их лежит местный контент. Наполнение сайтов близко интересам и потребностям местного населения. Порталы представляют широкий спектр региональных тем - от проблем общественно-политической, культурной, экономической жизни до предложений товаров и услуг.

Порталы нацелены на взаимодействие с аудиторией (обсуждение информации, консультации, форумы, конкурсы и проч.).

Показатели основных игроков рынка открыты для изучения и анализа. Посещаемость и параметры аудитории значительной части ресурсов фиксируются независимыми счетчиками, крупные порталы проводят собственные исследования и переписи интернет-аудитории региона.

Однако, несмотря на все индивидуальные плюсы ресурсов, в целом региональный интернет-рынок сравнительно молод, в масштабах страны практически не изучен. Это накладывает отпечаток на восприятие регионального интернета как рекламной площадки. Пока, судя по заполненности местных сайтов рекламой, их потенциал (не считая явных лидеров) используется не в полной мере как локальными, так и федеральными рекламодателями.

Светлана Салтанова

© 2009 "Экспедишн"

-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.