Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) представила результаты исследования ситуации на рынке печатных СМИ в марте-июне 2009 года.
Результаты мониторинга презентованы 22 июня 2009 г. на отраслевой конференции «Российская периодика, книгоиздание и полиграфия в условиях кризиса». Это третья волна мониторинга ГИПП, первая была проведена в ноябре 2008 г., вторая – в марте 2009 года.
С апреля 2009 г. эксперты отмечают небольшую стабилизацию на медиарынке. В целом, тенденции сохраняются, но уже не с такой пугающей динамикой, какая была в первом квартале текущего года.
Ситуация в региональных СМИ различна: издания, зависящие от дотаций и грантов, страдают от секвестирования местных бюджетов, положение независимых изданий зависит от обстановки на местных рынках, в некоторых регионах рынок постепенно восстанавливается. В более предпочтительном положении находится малая пресса с устойчивыми тиражами и традиционно высоким уровнем доверия со стороны читателей и рекламодателей.
В сегменте розничных продаж прессы сокращения спроса в целом не наблюдается. 2-й квартал 2009 г. показал положительную динамику продаж по сравнению с 1-м кварталом. Вместе с тем прослеживается тенденция замещения и перераспределения спроса по тематикам и цене:
-
смещение спроса в пользу более дешевых изданий рост спроса на издания с оперативной информацией (деловые, информационно-аналитические, рекламно-информационные)
-
рост интереса на развлекательную периодику – телегиды, кроссворды, кулинария, спорт и пр.
-
рост интереса к издания с практической информацией – садоводство, семья, воспитание детей, экономия бюджета, трудоустройство и пр.
-
спад спроса на глянцевые, рекламные и дорогие издания, журналы о стиле жизни и моде
На рынке медиаизмерений отмечены:
-
сокращение количества измеряемых СМИ
-
недоверие ряда издателей к результатам второй волны NRS TNS
-
перераспределение аудиторий в пользу лидеров сегментов за счет аутсайдеров
-
существенное сокращение локальных измерений из-за отсутствия финансирования
Издатели все больше думают о практике моделирования аудитории небольших изданий на данных тиражного аудита, а также - над интеграцией печатных и интернет-аудиторий
Во втором квартале замедлилось падение рынка рекламы в печатных СМИ и сокращение поступлений от рекламы. Здесь же сохраняются тенденции:
-
сокращения рекламных бюджетов и сумм контрактов во всех рекламных сегментах
-
передела рынка в пользу лидеров
-
перехода к сезонному размещению со стороны крупнейших рекламодателей, преимущества краткосрочных контрактов перед долгосрочными.
По экспертным оценкам, в июне-июле рынок рекламы в печатных СМИ ожидает сезонный спад. Осенью прогнозируется поступательное оживление.
Полная версия мониторинга "Оценка текущей ситуации и перспектив развития рынка печатных СМИ на 2009 год" размещена на сайте ГИПП - www.gipp.ru |