Гильдия издателей периодической печати представила результаты второй волны мониторинга текущей ситуации и ближайших перспектив развития российского медиарынка.
В основе мониторинга – опрос участников рынка - издателей, распространителей, полиграфистов, представителей бумажной и рекламной индустрии. Опрос проводится с ноября 2008 г. ежеквартально.
В рамках второй волны мониторинга проанализировано изменение ситуации с декабря прошлого года и сделаны прогнозы на I-II кварталы 2009 года.
По данным экспертов, текущая ситуация в издательском бизнесе характеризуется:
- ростом конкуренции (пока никто из крупных игроков не собирается уходить с рынка)
- единичными случаями закрытия нерентабельных проектов (первая волна закрытия прошла осенью 2008 года, хотя тенденция может продолжиться)
- ростом слияний и поглощений - сокращением доходов издателей от рекламы
- бОльшим вниманием издателей к продажам тиража
- сокращением полосности, тиражей, переход на более дешевую бумагу, оптимальный формат
- вниманием издателей к новым носителям и возможностям, хотя интернет-рынок прогнозов пока не оправдал
- постепенным «размораживанием» издателями бюджетов на маркетинг и рекламу
- некоторой стабилизацией кадровой политики (первая волна серьезного сокращения штата \зарплат, бонусов прошла осенью 2008 г.)
- перераспределением рынков в пользу лидеров
- предпочтительным положением малой прессы с устойчивыми тиражами и традиционно высоким уровнем доверия со стороны читателей и рекламодателей.
Самым сложным для экспертной оценки признан сегмент рекламы. Проблемы – в отсутствии официальных данных, расхождении мнений участников рынка, невозможности оценить объемы скидок в прессе и других медианосителях. В целом эксперты отмечают:
- некоторое оживление рекламного рынка в феврале-марте 2009 г. и размораживание бюджетов
– сокращение рекламных бюджетов и сумм контрактов во всех рекламных сегментах
– отказы от размещения, прерывание контрактов
– переход к дозированному сезонному размещению со стороны крупнейших рекламодателей
– преимущество краткосрочных перед долгосрочными контрактами
- рынок ТВ-рекламы – основной источник ценовой опасности для всех остальных рекламоносителей (агрессивный демпинг, скидки)
– сокращение рекламных бюджетов на прессу в целом на 20-30% по сравнению с 2008 г.
– самое большое снижение в сегментах дорогих авто, недвижимости, банковских и страховых услуг (до 40-70%). Серьезное сокращение по luxury-брендам, в сегментах туризма, дорогой техники, одежды
– устойчивое положение демонстрируют рекламные сегменты здравоохранения и медицины, эзотерики, дистанционной торговли, sms-услуг, товаров потребительского спроса, прежде всего, питания, и др.
- падение рынка в январе - более 50%
- меньшее падение объемов рекламы в газетах (прогноз на 2009 год – снижение на 20-25% к 2008 году). Больше прогнозируется в течение года падение объемов рекламы в журналах – до 40-50%.
По итогам второй волны мониторинга принят Меморандум с предложением антикризисных мер для индустрии. Текст Меморандума и отчет по результатам исследования размещены на сайте www.gipp.ru |