Татарстан - один из лидеров по объему медийного рынка в Российской Федерации. По данным за первый квартал 2004 года, в республике зарегистрировано 863 средства массовой информации. На каждую тысячу жителей приходится 534 экземпляра периодических печатных изданий (средний показатель по России составляет 250 экземпляров). По информации Агентства Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа», большая часть СМИ относится к категории негосударственных - 685 (государственных - 178). Количество печатных масс-медиа более чем в три раза превышает количество электронных (643 и 210 соответственно). В республике живут представители более ста национальностей. Государственные языки в Татарстане - русский и татарский. Большинство телекомпаний и радиостанций вещают на обоих языках (20 из 32 телекомпаний и 17 радиостанций из 41). Исключительно русскоязычных электронных средств массовой информации гораздо больше, чем вещающих на татарском (ТК - 7 и 3, радио - 17 и 7). Такая же ситуация в печатной сфере: из 643 СМИ на татарском языке издаются 82 газеты и 20 журналов.
Печатные СМИ По итогам подписной кампании на первое полугодие 2004 года разовый тираж распространяемой в Республике Татарстан печатной продукции составил 2 миллиона экземпляров. При этом более полоны общего тиража печатных СМИ приходится на республиканские издания. Согласно данным TNS Gallup Media (май-октябрь 2004 года), в казанском рейтинге по объемам аудиторий среди ежедневных изданий лидирует газета «Вечерняя Казань» (издается с 1979 года, выходит четыре раза в неделю, регион распространения - Российская Федерация, учредитель - ООО «Вечерняя Казань»). В прошлом году газета была признана самой тиражной из числа вечерних по версии НТС общий тираж - 45 267 экземпляров). Среди еженедельников впереди «Ва-Банк» и «ТелеСемь», среди ежемесячных - газета «Сам хозяин» (издание для садоводов и огородников, издается с 1991 года, учредитель - ООО «Редакция газеты «Сам хозяин»). Кроме изданий республиканского значения, в Татарстане выпускаются 85 районных и городских газет. 17 из них в минувшем декабре стали участниками эксперимента по переходу на централизованную офсетную печать, инициатором которого выступило агентство «Татмедиа». На сегодняшний день эксперимент уже стал обычной практикой: с января газеты всех районов республики печатаются в четырех типографиях. Помимо очевидной экономической выгоды (централизация позволяет удешевить выпуск районок) нововведение принесло обновление внешнего облика газет (улучшились макеты, изменился формат) и их содержания (появилась целевая полоса от информационного агентства «Татаринформ»). «Итоги последней подписной кампании в Татарстане показали, что на медиарынке республики все сильнее укрепляется тенденция к снижению тиражей у крупных газет, - сообщает ежедневная деловая интернет-газета eTatar.ru. - Эта тенденция отчетливо просматривается на фоне увеличения общего подписного тиража во втором полугодии 2004 года по сравнению с первым полугодием прошлого года. По итогам подписной кампании в республике на второе полугодие 2004 года общий подписной тираж периодических изданий составил 2 миллиона 20 тысяч экземпляров, а общий подписной тираж периодических изданий на первое полугодие 2004 года составлял 2 миллиона экземпляров». Причины паления тиражей на местные издания называются разные - обилие газет и журналов, высокие подписные цены, присутствие в регионе российских СМИ (с региональной вкладкой в Татарстане выходят «Российская газета», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Труд», «Коммерсантъ», «Известия») и, наконец, все увеличивающееся влияние интернета. Сейчас во Всемирной сети присутствуют сайты многих газет и журналов республики. Кроме того, активно развивается рынок интернет-изданий. Первое подобное СМИ - Intertat.ru - появилось в Казани в 2002 году. Интернет-газета учреждена кабинетом министров. Одна из целей ее работы - объединение многочисленной татарской диаспоры вокруг исторической родины. «У нас более 1200 ежедневных пользователей, и каждый месяц мы прибавляем к этой цифре 10-15%, - говорит главный редактор издания Владимир Шевчук. - Каждый пятый пользователь живет в дальнем зарубежье. Нас читают в 30-40 государствах, примерно 4% информации скачивается в США, также активны Финляндия, Германия, Турция, страны СНГ». Владимир Шевчук считает, что в развитии рынка интернет-СМИ Татарстан пока отстает от соседних регионов, но это явление временное. Темпы будут нарастать, онлайновые СМИ будут создавать жесткую конкуренцию обычным изданиям, хотя вытеснить бумажные газеты, по мнению Шевчука, нереально.
Телевидение Свои исследования телерынка в Казани практически отсутствуют. По данным исследования «КОМКОН» от декабря 2003 года, первое место в телевизионном вещании Казани принадлежало «Первому каналу», вторую позицию занимал «Эфир», на третьем месте - «Россия»/ГТРК «Татарстан». Четвертым значимым каналом в Казани в декабре 2003 являлся «СТС»/«СТС-Казань» с охватом аудитории, равным 70% населения старше 16 лет. Совокупная доля трех каналов-лидеров составляла 47% против 53% остальных десяти измеряемых каналов». Сегодня, по мнению директора «Фонда «Общественное, мнение» - Татарстан» Александра Киселева, к татарстанским телекомпаниям-лидерам присоединились телеканалы «Вариант» (входит в «СТС-Медиа») и «Новый век» (часть ОАО «Телекомпания «Новый век», вещает ежедневно на татарском и русском языках. Среди собственных проектов телеканала - более 40 программ и передач). Республика имеет свое спутниковое телевидение. Единственный спутниковый оператор - ОАО «Телекомпания «Новый век», зарегистрированное в 2001 году (телеканал «Новый век», радио «Новый век», еженедельник «На волне Татарстана»). «Через спутник Eutelsat W 4 сигнал распространяется в российские регионы, страны СНГ, значительную часть Европы и Азии. В зоне уверенного приема «ТНВ» находится вся территория Татарстана. Специалисты отмечают, что частотный ресурс аналогового телевещания в Казани используется почти на 100% и в настоящее время существует проблема обеспечения альтернативных методов вещания. Прочные позиции на местном телерынке уже заняло кабельное телевидение. «Примерно 70-80% казанцев пользуются кабельным телевидением, - говорит Александр Киселев. - Здесь лидер - компания «ТВТ», и она уже перешла к предложению цифрового телевидения. Последнее, при безусловно большем выборе каналов, пока является дорогим удовольствием благодаря высокой абонентской плате».
Радио В Татарстане действует 41 радиостанция. Большинство из них работают в FM-диапазоне. Почти 455 тысячам абонентов доступно проводное вещание, «однако из-за ветшания сетей (восстановление их неэффективно) и появления достаточного количества новых радиостанций, вещающих в FM-диапазоне, число абонентов проводного вещания неуклонно снижается — примерно на 10% ежегодно. В целом процесс этот носит объективный характер, что подтверждает опыт других стран», - сообщает «Татмедиа». Согласно рейтингу TNS Gallup Media (май-октябрь 2004 года), по объему аудитории в казанском радиоэфире лидируют «БИМ Радио», «Динамит FM», «Русское радио», «Европа Плюс - Казань», «Маяк». «БИМ» — чуть ли не последний из местных могикан, - комментирует лидерство этой радиостанции Александр Киселев. - В основном за наш радиорынок в настоящее время борются сетевики. Местным же выживать трудно, нужны соответствующие бюджеты. Была хорошая радиостанция «Волга», теперь на ее волне - «Шансон», радиостанция «Пассаж» трансформировалась в «Динамит», в формате «Пульса» заработало московское «Авторадио». На этом фоне «БИМ» - единственный, кто дает положительную динамику». В ноябре прошлого года «БИМ-радио» («ЛюБИМое радио») исполнилось десять лет. Сейчас станция круглосуточно вещает на Казань и прилегающие районы, число ее потенциальных слушателей - 1300 тысяч человек, возрастной состав слушателей - от 20 до 40 лет, в эфир выходят более 30 постоянных программ, имеется собственная студия звукозаписи для изготовления рекламных материалов. Как единственная информационно-музыкальная в республике позиционируется другая татарстанская радиостанция - «Новый век». «Мы общественное радио, близкое к «Маяку», - поясняет программный директор радиостанции Вячеслав Лопатин. - Зона нашего вещания - весь Татарстан, а также (поскольку радиостанция спутниковая) - диаспора татарского населения в других городах и странах». Можно сказать, что «вымирание» местному радио не грозит. «Добрая половина функционирующих станций - собственно казанские либо преимущественно использующие рамки эфира сетевых партнеров для своих вставок («Авторадио», «Европа Плюс»), - сообщает сайт MediArt.ru. - Они, безусловно, очень популярны и на порядок ближе к радиослушателю, чем «далекие» (даже в плане рекламы) московские... Что отличает сегодня казанский FM-эфир - это то, что эфир сетевых станций во все пребывающем объеме начинает заполняться местными включениями, что предполагает сохранение атмосферы головного радио.
|